Городской просветительский проект «Устное народное творчество в культуре древних славян»
Городской просветительский проект «Устное народное творчество в культуре древних славян»
Итоговое мероприятие городского просветительского проекта «Устное народное творчество в культуре древних славян»
Состоялось итоговое мероприятие городского просветительского проекта «Устное народное творчество в культуре древних славян», на котором присутствовали учащиеся 7-11 классов, студенты колледжей и вуза организатора и их педагоги! В рамках итогового мероприятия были подведены итоги прошедших семинаров, вебинаров, а также научно-практических семинаров. Все участники получили сертификаты, а также особыми благодарностями были выделены самые активные участники. Также украшением мероприятия стало выступление творческого коллектива!
Дата публикации: 28.04.2023
Вебинары для педагогов
В рамках реализации проекта департамента образования науки и города Москвы в период с 4 по 6 апреля для преподавателей и родительской общественности были проведены 7 вебинаров. В рамках вебинаров Варакина Галина Владиславовна - доктор культурологии, доцент профессор кафедры Общего и славянского искусствознания, рассказала о цели использования межпредметных связей их условии и применении подхода в педагогике. Как правильно интегрировать знания в работу и как работать в более эффективно для правильного воспитания учащихся, о сути проектного метода. Формы реализации: ролевые игры на занятии, внеклассные мероприятия, практические задания.
Коненкова Алла Кирилловна- кандидат культурологии, доцент кафедры Общего и славянского искусствознания рассказала о особенностях работы с музейными экспонатами и поделилась опытом работы в музейном пространстве, а также рассказала о опыте вовлечения учащихся в работу с музейными экспонатами.
Добровольская Варвара Евгеньевна - доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), кандидат филологических наук, рассказала о особенностях работы с экспедиционной деятельностью, как она важна в изучении окружающего мира, как через экспедиционную деятельность привлекать детей к изучению истории и культуры не только своего региона, но и других., а также о фольклоре в педагогике.
Михаил Вячеславович Юдин - директор Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина, кандидат исторических наук, доцент поделился опытом о патриотическом воспитании в современных условиях. Основными вопросами встречи стали: понятие патриотизма и виды патриотического воспитания, проблемы, связанные с развитием патриотического воспитания, его развитием
Дата публикации: 13.04.2023
Семинар для учащихся школ «Славянские сказки в живописи второй половины XIX в»
14 марта А.К. Конёнковой в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведен семинар для школьников общеобразовательных школ на тему «Славянские сказки в живописи второй половины XIX в».
На семинаре было отмечено, что во второй половине XIX века на волне все возрастающего интереса к истории, фольклору и народной культуре древних славян, были организованы экспедиции в северные губернии, записаны и опубликованы в сборниках былины, сказания, народные песни, а также народные сказки. Одним из первых был опубликован сборник русских народных сказок, собранный А.Н. Афанасьевым.
Тема славянских сказок в русской живописи второй половины XIX века получила разное воплощение в творчестве разных художников, которые к ней обращались.
Одним из главных направлений в области художественной интерпретации сказок можно назвать иллюстрации к русским народным сказкам. Первой к этой теме в 1880-1890-е годы обратилась художница Елена Дмитриевна Поленова. Ее продолжателем в начале XX века стал Иван Яковлевич Билибин.
Виктор Михайлович Васнецов увлекся темой сказок в 1870-е годы и писал картины на темы русских народных сказок до конца своей жизни – последние были написаны в 1926 году – незадолго до смерти художника. Но его картины были не иллюстрациями к сказкам, а изображениями ключевых персонажей: это царевичи и царевны, волшебные предметы, богатыри, сказочные животные и птицы, злодеи и чудовища, музыканты, простые смертные и герои.
На примере творчества этих трех художников было показано своеобразие творческого раскрытия темы каждым художником, а также глубина и множественность смыслов русских народных сказок, позволяющие художникам создавать уникальные произведения искусства.
Аудитория с интересом отозвалась на тему семинара, широко проиллюстрированную произведениями Е.Д. Поленовой, В.М. Васнецова и И.Я. Билибина.
Дата публикации: 17.03.2023
Сказки восточных славян
14 марта для учащихся общеобразовательных школ, в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведен семинар «Сказки восточных славян».
Про сказки знают все. Однако в настоящее время сказка связывается с книгой и детской культурой. Родители читают детям, первой самостоятельно прочитанной книгой чаще всего тоже являются сказки. В начальной школе сказка стала одним из главных жанров на уроках чтения. Но в фольклорной традиции сказки не читались, а рассказывались. И рассказывались они не только детям, но и взрослым людям. Хороший сказочник ценился, о нем знали не только в его деревне, но и далеко за ее пределами. Сказочник понимал это и работал над формированием своего репертуара. Если в начале XIX века основным источником пополнения сказочного репертуара были лубочные тексты, то с течением времени сказки тали попадать в фольклорную среду из художественной литературы, кино- и мультфильмов, радиопостановок. В русский сказочный репертуар попадали сказки братьев Гримм, Андерсена, Пушкина, Жуковского, Толстого. Были в репертуаре русских сказочников и тексты, которые никакого отношения к сказкам не имели, но рассказывались как сказки. Это могла быть и «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина, и «Принц и нищий» Марка Твена, и «Марьина роща» В.А. Жуковского. В течении всего ХХ века сказочная традиция уходила в прошлое, но и сейчас можно записать сказку в исполнении настоящего сказочника. Сказочникам и их сказкам был посвящен данный семинар.
Дата публикации: 17.03.2023
Славянский эпос в живописи XIX в
13 марта А.К. Конёнковой был проведен семинар, в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы, для студентов Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина на тему «Славянский эпос в живописи XIX в».
В ходе семинара было отмечено, что во второй половине XIX в. в России, как и славянских странах в целом, усиливается интерес к вопросам происхождения славян, истории славянских народов, славянскому эпосу.
Это нашло отражение в изобразительном искусстве России: в живописи В.М. Васнецова, графике И.Я. Билибина, скульптуре С.Т. Конёнкова, живописи и скульптурной майолике М.А. Врубеля, «Славянской эпопее», чешского художника Альфонса Мухи.
Как правило, темы славянского эпоса в творчестве художников носили символический характер, отражая их тревожное ощущение атмосферы времени, философские и религиозные размышления.
Дата публикации: 17.03.2023
Славянский эпос
13 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведен семинар «Славянский эпос»
У многих народов были известны эпические сказания о героях. Это и «Иллиада», и «Энеида», и «Песня о нибелунгах», и «Беовульф», и «Песня о Роланде», и «Похищение быка из Куальнге», и «Песня о Сиде», и «Старшая Эдда», и «Лачплесис», и «Калевипоэг», и «Этериани», и Нартиада, и «Урал-Батыр», и «Джангар», и многие другие. Какие-то из них известны очень широко, какие-то знают меньше, некоторые стали национальными достояниями, а, например, якутский эпос Олонхо был включен в список мировых шедевров ЮНЕСКО. Существует эпическое наследие и у славянских народов, в том числе и у русских. Первые записи русского эпоса появились в XVII веке и представляли собой не научную фиксацию фольклорной традиции, а развлекательное чтение. В 1818 году были опубликованы «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» и было признано, что эпос у русских не сохранился. Но в 1861 году начали публиковаться «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым», которые представляли собой «живой» русский эпос, записанный от крестьян Олонецкой губернии. После этого еще 80 лет былины фиксировались на Русском Севере как живая традиция. О былинных текстах и эпических сказителях, о изменениях в традиции и влиянии государственной идеологии на эпическое наследие и было рассказано на данном семинаре.
Дата публикации: 17.03.2023
Семинар «Церковь святого Трифона в Напрудном и Московские предания»
11 марта А.К. Конёнковой был проведен семинар для учащихся образовательных учреждений Среднего профессионального образования и школ, посвященный одному из самых древних архитектурных памятников Москвы – церкви Св.Трифона в Напрудном (2 пол.XCV в.) и самому известному московскому преданию, объясняющему основание церкви в данном месте.
На семинаре были рассмотрены архитектурные особенности церкви Св. Трифона в Напрудном, история села Напрудное, леса вокруг которого были местом любимой забавы Великих князей и Московских царей – соколиной охоты. Было рассмотрено также историческое содержание предания о пропавшем любимом соколе царя Ивана III.
На семинаре было рассказано, что исследование текста предания позволило архитекторам-реставраторам уточнить время создания церкви Св.Трифона, а также оно способствовало сложению новой иконографии изображения Св.Трифона на коне. Отмечено также, что московское предание под названием «Чудо о соколе» было включено в текст жития Св.Трифона, которое размещено на сайте собора Св.Трифона в городе Которе (Черногория), где хранятся честные мощи Св.Трифона.
Сообщение вызвало большой интерес слушателей, возникла дискуссия об архитектурных особенностях церкви Св.Трифона, о необходимости внимательного отношения к преданиям, даже тем, которые имеют фантастическое, на первый взгляд, содержание.
Дата публикации: 17.03.2023
Охотничьи предания Москвы
Сейчас трудно представить, что в Москве были места, в которых вместо высотных зданий и шумных улиц были густые леса, в которых водились самые разные звери, на которых охотились московские жители. В Москва-реке, Яузе и других реках было много рыбы, которая привлекала московских рыбаков. А когда есть охотники и рыбаки, то существует и фольклор данных субкультур, который передается из поколения в поколение. И хотя в настоящее время московские охотники выезжают на охоту в далекие от Москвы сибирские леса или в джунгли, но охотничьи предания о охоте в Сокольниках или Лосином острове, рыбалке на Яузе или Сходне сохранились в городской фольклорной традиции. О преданиях, связанных с охотничьими угодьями Москвы, о псовой и соколиной охоте, о ловчих птицах и таинственных рыбах, обитающих в Голицинском пруду, о святых, помогающим охотникам будет рассказано в данной лекции.
Лектор: доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), кандидат филологических наук В.Е. Добровольская
Дата публикации: 17.03.2023
Семинар для учащихся общеобразовательных организаций ««Мифологические персонажи славянского фольклора»
10 марта для учащихся общеобразовательных школ в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведен семинар «Мифологические персонажи славянского фольклора».
Так сложилось, что когда речь заходит о мифологических персонажах, то мы чаще всего вспоминаем мифологию Древней Греции, Рима или Скандинавии, меньше людей вспоминают о мифологии Индии или Китая, а вот о персонажах славянской мифологии практически никто не помнит. Более того, в настоящее время складывается новая мифологическая система славянской мифологии, которая связана с таким явлением как неоязычество. Система традиционной славянской мифологии оказывается в тени реконструкций, предлагаемых любителями «языческой» старины. Так исторически сложилось, что у восточных славян не сформировался языческий пантеон. После принятия христианства говорить о культах верховных славянских божеств не представляется возможным, хотя имена и функции некоторых из них нам известны. Зато низшая славянская мифология сохранилась до наших дней, хотя и претерпела некоторые изменения за более чем 1000 лет христианства.
Представители низшей мифологии до сих пор привлекают внимание не только специалистов по фольклору, но и обычных людей, интересующихся народной традицией. О том, кто согласно фольклорной традиции населяет славянский мир и как в связи с этим складывалось мировоззрение наших предков и было рассказано на семинаре.
Дата публикации: 13.03.2023
Семинар «Слободские церкви Москвы»
9 марта состоялся семинар для студентов высших учебных заведений - «Слободские церкви Москвы». Слушателям была рассказано, что в течение XVI-XVII вв в связи с развитием ремесла и, соответственно, ремесленных поселений в Москве сложилось более 150 слобод.
Жители слобод были объединены либо одним ремеслом (например, Кузнецкая, Плотничья,Иконная, Конюшенная и др.), либо принадлежностью к военному сословию (например, Стрелецкая, Пушкарская, Бронная и др.) либо принадлежностью к дворцовым службам (например, Казенная, Дворцовая и др.). Жители каждой слободы обязательно строили на собственные средства церкви. Сначала это были деревянные постройки XVI- нач.XVII вв, а затем каменные, которые в течение XVII-XVIII-XIX вв много раз перестраивались. В результате сложилась особая архитектура слободских церквей, включавшая элементы разных стилей. При этом, в каждой церкви эти элементы своеобразно сочетались друг с другом и представляли своеобразное гармоничное единство. Студенты заинтересованно слушали сообщение, которое дополняло их знания по истории России, истории древнерусской архитектуры, расширяло их представление о формировании городского архитектурно-художественного пространства. В процессе занятия у слушателей возникли вопросы, возникла оживленная дискуссия.
Дата публикации: 10.03.2023
Семинар «Магия и колдуны Москвы»
9 марта для студентов ГАПОУ города Москвы колледж предпринимательства № 11 в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведен семинар - «Магия и колдуны Москвы».
Каждый город, помимо своей официальной истории, которая сохраняется в летописях, исторических исследованиях, архивных документах, письмах и мемуарах горожан имеет и неофициальную историю, которую из поколения в поколение устно передают жители города. Такие истории формируют корпус текстов городского фольклора, в котором реальная история переплетается с вымыслом, где на ряду с реальными лицами действуют вымышленные персонажи, а городская застройка ничуть не менее значимый герой повествования, чем человек. Москва не является в данном случае исключением. С ней связано множество городских легенд и преданий, но особое место занимают мистические рассказы о таинственных местах Москвы, таинственных призраках и приведениях, колдунах и ворожеях, загадочных предсказаниях и многом другом. В лекции «Магия и колдуны Москвы» вы узнаете о тайнах Боровицкого холма, о легендах Марьиной рощи, Ордынки, Таганки, усадьбы Царицыно и других мест Москвы.
Дата публикации: 09.03.2023
Научно – практическое мероприятие «Русский народный быт»
3 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведено научно – практическое мероприятие «Русский народный быт». Быт – та неотъемлемая часть нашей жизни и жизни наших предков, которая тесно связана с развитием традиции и культуры нашей страны. Понимание быта, его особенностей часто помогает в понимании жизни той или иной этнической группы. Изучая быт, мы можем понять не только особенности уклада жизни и традиций, но и влияние на него исторических событий и эпох. Русский народный быт помогает в понимании основополагающих культурных ценностей наших предков и открывает нам понимание нашей государственной идентичности и нравственности.
Дата публикации: 09.03.2023
Научно – практическое мероприятие «Народная культура южных славян»
2 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведено научно – практическое мероприятие «Народная культура южных славян». Культура южных славян сохранила яркую самобытность, свидетельствующую об устойчивых народных культурных традициях. История изучения южных славян показала их связь и с культурой восточных славян, поэтому нередко мы можем увидеть сходство не только в культуре, но и элементах быта. Самая запоминающаяся часть мероприятия была проведена на экспозиции учебного музея славянских культур на примере находящихся там костюмов и предметов народного творчества студенты смогли понять разницу традиций и особенностей разных групп славян.
Дата публикации: 09.03.2023
Научно – практическое мероприятие «Народная культура восточных славян»
2 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведено научно – практическое мероприятие «Народная культура восточных славян». Культура восточных славян складывалась под воздействием естественно-географических факторов, данная группа одна из самых известных и близких к нам по культуре и быту, что дает возможность понять и изучить историю наших традиций. Особый интерес вызвала у студентов возможность самим рассмотреть предметы, о которых рассказывал преподаватель, подержать их в руках, самим определить их стилистические особенности, характерные для традиционного искусства данной славянской группы.
Дата публикации: 09.03.2023
Научно – практическое мероприятие «Народная культура западных славян»
1 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведено научно – практическое мероприятие «Народная культура западных славян». Культурные традиции западнославянской группы формировались под влиянием различных факторов и соседствующих быстро развивающихся государств. Именно по этой причине их особый быт и культура интересны и представляют особую историко-культурную ценность. Одной из главных задач реализуемой на данном мероприятии стало знакомство молодежи Москвы с ролью славянской общности, особенностями культуры определенной группы и влияния данной культуры на развитие нашей истории.
1 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведено научно – практическое мероприятие «Особенности славянской культуры». Одной из главных задач реализуемой данном мероприятии стало знакомство молодежи Москвы с ролью славянской общности в сохранении российской государственной идентичности, а также сохранение и знание особенности нашей культуры и истории. Самая запоминающаяся часть мероприятия была проведена на экспозиции учебного музея славянских культур на примере находящихся там костюмов и предметов народного творчества.