Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
logo-img-rgu
logo-img-rgu
Версия для слабовидящих
войти

Городской просветительский проект «Устное народное творчество в культуре древних славян»


Итоговое мероприятие городского просветительского проекта «Устное народное творчество в культуре древних славян»

Состоялось итоговое мероприятие городского просветительского проекта «Устное народное творчество в культуре древних славян», на котором присутствовали учащиеся 7-11 классов, студенты колледжей и вуза организатора и их педагоги! В рамках итогового мероприятия были подведены итоги прошедших семинаров, вебинаров, а также научно-практических семинаров. Все участники получили сертификаты, а также особыми благодарностями были выделены самые активные участники. Также украшением мероприятия стало выступление творческого коллектива!

Дата публикации: 28.04.2023








Вебинары для педагогов

В рамках реализации проекта департамента образования науки и города Москвы в период с 4 по 6 апреля для преподавателей и родительской общественности были проведены 7 вебинаров. В рамках вебинаров Варакина Галина Владиславовна - доктор культурологии, доцент профессор кафедры Общего и славянского искусствознания, рассказала о цели использования межпредметных связей их условии и применении подхода в педагогике. Как правильно интегрировать знания в работу и как работать в более эффективно для правильного воспитания учащихся, о сути проектного метода. Формы реализации: ролевые игры на занятии, внеклассные мероприятия, практические задания.
Коненкова Алла Кирилловна- кандидат культурологии, доцент кафедры Общего и славянского искусствознания рассказала о особенностях работы с музейными экспонатами и поделилась опытом работы в музейном пространстве, а также рассказала о опыте вовлечения учащихся в работу с музейными экспонатами.
Добровольская Варвара Евгеньевна - доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), кандидат филологических наук, рассказала о особенностях работы с экспедиционной деятельностью, как она важна в изучении окружающего мира, как через экспедиционную деятельность привлекать детей к изучению истории и культуры не только своего региона, но и других., а также о фольклоре в педагогике.
Михаил Вячеславович Юдин - директор Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина, кандидат исторических наук, доцент поделился опытом о патриотическом воспитании в современных условиях. Основными вопросами встречи стали: понятие патриотизма и виды патриотического воспитания, проблемы, связанные с развитием патриотического воспитания, его развитием

Дата публикации: 13.04.2023



Семинар для учащихся школ «Славянские сказки в живописи второй половины XIX в»

14 марта А.К. Конёнковой в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведен семинар для школьников общеобразовательных школ на тему «Славянские сказки в живописи второй половины XIX в».
На семинаре было отмечено, что во второй половине XIX века на волне все возрастающего интереса к истории, фольклору и народной культуре древних славян, были организованы экспедиции в северные губернии, записаны и опубликованы в сборниках былины, сказания, народные песни, а также народные сказки. Одним из первых был опубликован сборник русских народных сказок, собранный А.Н. Афанасьевым.
Тема славянских сказок в русской живописи второй половины XIX века получила разное воплощение в творчестве разных художников, которые к ней обращались.
Одним из главных направлений в области художественной интерпретации сказок можно назвать иллюстрации к русским народным сказкам. Первой к этой теме в 1880-1890-е годы обратилась художница Елена Дмитриевна Поленова. Ее продолжателем в начале XX века стал Иван Яковлевич Билибин.
Виктор Михайлович Васнецов увлекся темой сказок в 1870-е годы и писал картины на темы русских народных сказок до конца своей жизни – последние были написаны в 1926 году – незадолго до смерти художника. Но его картины были не иллюстрациями к сказкам, а изображениями ключевых персонажей: это царевичи и царевны, волшебные предметы, богатыри, сказочные животные и птицы, злодеи и чудовища, музыканты, простые смертные и герои.
На примере творчества этих трех художников было показано своеобразие творческого раскрытия темы каждым художником, а также глубина и множественность смыслов русских народных сказок, позволяющие художникам создавать уникальные произведения искусства.
Аудитория с интересом отозвалась на тему семинара, широко проиллюстрированную произведениями Е.Д. Поленовой, В.М. Васнецова и И.Я. Билибина.

Дата публикации: 17.03.2023



Сказки восточных славян

14 марта для учащихся общеобразовательных школ, в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведен семинар «Сказки восточных славян».
Про сказки знают все. Однако в настоящее время сказка связывается с книгой и детской культурой. Родители читают детям, первой самостоятельно прочитанной книгой чаще всего тоже являются сказки. В начальной школе сказка стала одним из главных жанров на уроках чтения. Но в фольклорной традиции сказки не читались, а рассказывались. И рассказывались они не только детям, но и взрослым людям. Хороший сказочник ценился, о нем знали не только в его деревне, но и далеко за ее пределами. Сказочник понимал это и работал над формированием своего репертуара. Если в начале XIX века основным источником пополнения сказочного репертуара были лубочные тексты, то с течением времени сказки тали попадать в фольклорную среду из художественной литературы, кино- и мультфильмов, радиопостановок. В русский сказочный репертуар попадали сказки братьев Гримм, Андерсена, Пушкина, Жуковского, Толстого. Были в репертуаре русских сказочников и тексты, которые никакого отношения к сказкам не имели, но рассказывались как сказки. Это могла быть и «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина, и «Принц и нищий» Марка Твена, и «Марьина роща» В.А. Жуковского. В течении всего ХХ века сказочная традиция уходила в прошлое, но и сейчас можно записать сказку в исполнении настоящего сказочника. Сказочникам и их сказкам был посвящен данный семинар.

Дата публикации: 17.03.2023



Славянский эпос в живописи XIX в

13 марта А.К. Конёнковой был проведен семинар, в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы, для студентов Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина на тему «Славянский эпос в живописи XIX в».
В ходе семинара было отмечено, что во второй половине XIX в. в России, как и славянских странах в целом, усиливается интерес к вопросам происхождения славян, истории славянских народов, славянскому эпосу.
Это нашло отражение в изобразительном искусстве России: в живописи В.М. Васнецова, графике И.Я. Билибина, скульптуре С.Т. Конёнкова, живописи и скульптурной майолике М.А. Врубеля, «Славянской эпопее», чешского художника Альфонса Мухи.
Как правило, темы славянского эпоса в творчестве художников носили символический характер, отражая их тревожное ощущение атмосферы времени, философские и религиозные размышления.

Дата публикации: 17.03.2023





Славянский эпос

13 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведен семинар «Славянский эпос»
У многих народов были известны эпические сказания о героях. Это и «Иллиада», и «Энеида», и «Песня о нибелунгах», и «Беовульф», и «Песня о Роланде», и «Похищение быка из Куальнге», и «Песня о Сиде», и «Старшая Эдда», и «Лачплесис», и «Калевипоэг», и «Этериани», и Нартиада, и «Урал-Батыр», и «Джангар», и многие другие. Какие-то из них известны очень широко, какие-то знают меньше, некоторые стали национальными достояниями, а, например, якутский эпос Олонхо был включен в список мировых шедевров ЮНЕСКО. Существует эпическое наследие и у славянских народов, в том числе и у русских. Первые записи русского эпоса появились в XVII веке и представляли собой не научную фиксацию фольклорной традиции, а развлекательное чтение. В 1818 году были опубликованы «Древние российские стихотворения, собран­ные Киршею Даниловым» и было признано, что эпос у русских не сохранился. Но в 1861 году начали публи­коваться «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым», которые представляли собой «живой» русский эпос, записанный от крестьян Олонецкой губернии. После этого еще 80 лет былины фиксировались на Русском Севере как живая традиция. О былинных текстах и эпических сказителях, о изменениях в традиции и влиянии государственной идеологии на эпическое наследие и было рассказано на данном семинаре.

Дата публикации: 17.03.2023



Семинар «Церковь святого Трифона в Напрудном и Московские предания»

11 марта А.К. Конёнковой был проведен семинар для учащихся образовательных учреждений Среднего профессионального образования и школ, посвященный одному из самых древних архитектурных памятников Москвы – церкви Св.Трифона в Напрудном (2 пол.XCV в.) и самому известному московскому преданию, объясняющему основание церкви в данном месте.
На семинаре были рассмотрены архитектурные особенности церкви Св. Трифона в Напрудном, история села Напрудное, леса вокруг которого были местом любимой забавы Великих князей и Московских царей – соколиной охоты. Было рассмотрено также историческое содержание предания о пропавшем любимом соколе царя Ивана III.
На семинаре было рассказано, что исследование текста предания позволило архитекторам-реставраторам уточнить время создания церкви Св.Трифона, а также оно способствовало сложению новой иконографии изображения Св.Трифона на коне. Отмечено также, что московское предание под названием «Чудо о соколе» было включено в текст жития Св.Трифона, которое размещено на сайте собора Св.Трифона в городе Которе (Черногория), где хранятся честные мощи Св.Трифона.
Сообщение вызвало большой интерес слушателей, возникла дискуссия об архитектурных особенностях церкви Св.Трифона, о необходимости внимательного отношения к преданиям, даже тем, которые имеют фантастическое, на первый взгляд, содержание.

Дата публикации: 17.03.2023



Охотничьи предания Москвы

Сейчас трудно представить, что в Москве были места, в которых вместо высотных зданий и шумных улиц были густые леса, в которых водились самые разные звери, на которых охотились московские жители. В Москва-реке, Яузе и других реках было много рыбы, которая привлекала московских рыбаков. А когда есть охотники и рыбаки, то существует и фольклор данных субкультур, который передается из поколения в поколение. И хотя в настоящее время московские охотники выезжают на охоту в далекие от Москвы сибирские леса или в джунгли, но охотничьи предания о охоте в Сокольниках или Лосином острове, рыбалке на Яузе или Сходне сохранились в городской фольклорной традиции. О преданиях, связанных с охотничьими угодьями Москвы, о псовой и соколиной охоте, о ловчих птицах и таинственных рыбах, обитающих в Голицинском пруду, о святых, помогающим охотникам будет рассказано в данной лекции.
Лектор: доцент кафедры общего и славянского искусствознания Института славянской культуры РГУ им. А.Н. Косыгина (Технология. Дизайн. Искусство), кандидат филологических наук В.Е. Добровольская

Дата публикации: 17.03.2023




Семинар для учащихся общеобразовательных организаций ««Мифологические персонажи славянского фольклора»

10 марта для учащихся общеобразовательных школ в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведен семинар «Мифологические персонажи славянского фольклора».
Так сложилось, что когда речь заходит о мифологических персонажах, то мы чаще всего вспоминаем мифологию Древней Греции, Рима или Скандинавии, меньше людей вспоминают о мифологии Индии или Китая, а вот о персонажах славянской мифологии практически никто не помнит. Более того, в настоящее время складывается новая мифологическая система славянской мифологии, которая связана с таким явлением как неоязычество. Система традиционной славянской мифологии оказывается в тени реконструкций, предлагаемых любителями «языческой» старины. Так исторически сложилось, что у восточных славян не сформировался языческий пантеон. После принятия христианства говорить о культах верховных славянских божеств не представляется возможным, хотя имена и функции некоторых из них нам известны. Зато низшая славянская мифология сохранилась до наших дней, хотя и претерпела некоторые изменения за более чем 1000 лет христианства.
Представители низшей мифологии до сих пор привлекают внимание не только специалистов по фольклору, но и обычных людей, интересующихся народной традицией. О том, кто согласно фольклорной традиции населяет славянский мир и как в связи с этим складывалось мировоззрение наших предков и было рассказано на семинаре.

Дата публикации: 13.03.2023



Семинар «Слободские церкви Москвы»

9 марта состоялся семинар для студентов высших учебных заведений - «Слободские церкви Москвы». Слушателям была рассказано, что в течение XVI-XVII вв в связи с развитием ремесла и, соответственно, ремесленных поселений в Москве сложилось более 150 слобод.
Жители слобод были объединены либо одним ремеслом (например, Кузнецкая, Плотничья,Иконная, Конюшенная и др.), либо принадлежностью к военному сословию (например, Стрелецкая, Пушкарская, Бронная и др.) либо принадлежностью к дворцовым службам (например, Казенная, Дворцовая и др.). Жители каждой слободы обязательно строили на собственные средства церкви. Сначала это были деревянные постройки XVI- нач.XVII вв, а затем каменные, которые в течение XVII-XVIII-XIX вв много раз перестраивались. В результате сложилась особая архитектура слободских церквей, включавшая элементы разных стилей. При этом, в каждой церкви эти элементы своеобразно сочетались друг с другом и представляли своеобразное гармоничное единство. Студенты заинтересованно слушали сообщение, которое дополняло их знания по истории России, истории древнерусской архитектуры, расширяло их представление о формировании городского архитектурно-художественного пространства. В процессе занятия у слушателей возникли вопросы, возникла оживленная дискуссия.

Дата публикации: 10.03.2023



Семинар «Магия и колдуны Москвы»

9 марта для студентов ГАПОУ города Москвы колледж предпринимательства № 11 в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведен семинар - «Магия и колдуны Москвы».
Каждый город, помимо своей официальной истории, которая сохраняется в летописях, исторических исследованиях, архивных документах, письмах и мемуарах горожан имеет и неофициальную историю, которую из поколения в поколение устно передают жители города. Такие истории формируют корпус текстов городского фольклора, в котором реальная история переплетается с вымыслом, где на ряду с реальными лицами действуют вымышленные персонажи, а городская застройка ничуть не менее значимый герой повествования, чем человек. Москва не является в данном случае исключением. С ней связано множество городских легенд и преданий, но особое место занимают мистические рассказы о таинственных местах Москвы, таинственных призраках и приведениях, колдунах и ворожеях, загадочных предсказаниях и многом другом. В лекции «Магия и колдуны Москвы» вы узнаете о тайнах Боровицкого холма, о легендах Марьиной рощи, Ордынки, Таганки, усадьбы Царицыно и других мест Москвы.

Дата публикации: 09.03.2023




Научно – практическое мероприятие «Русский народный быт»

3 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведено научно – практическое мероприятие «Русский народный быт». Быт – та неотъемлемая часть нашей жизни и жизни наших предков, которая тесно связана с развитием традиции и культуры нашей страны. Понимание быта, его особенностей часто помогает в понимании жизни той или иной этнической группы. Изучая быт, мы можем понять не только особенности уклада жизни и традиций, но и влияние на него исторических событий и эпох. Русский народный быт помогает в понимании основополагающих культурных ценностей наших предков и открывает нам понимание нашей государственной идентичности и нравственности.

Дата публикации: 09.03.2023







Научно – практическое мероприятие «Народная культура южных славян»

2 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведено научно – практическое мероприятие «Народная культура южных славян». Культура южных славян сохранила яркую самобытность, свидетельствующую об устойчивых народных культурных традициях. История изучения южных славян показала их связь и с культурой восточных славян, поэтому нередко мы можем увидеть сходство не только в культуре, но и элементах быта. Самая запоминающаяся часть мероприятия была проведена на экспозиции учебного музея славянских культур на примере находящихся там костюмов и предметов народного творчества студенты смогли понять разницу традиций и особенностей разных групп славян.

Дата публикации: 09.03.2023







Научно – практическое мероприятие «Народная культура восточных славян»

2 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведено научно – практическое мероприятие «Народная культура восточных славян». Культура восточных славян складывалась под воздействием естественно-географических факторов, данная группа одна из самых известных и близких к нам по культуре и быту, что дает возможность понять и изучить историю наших традиций. Особый интерес вызвала у студентов возможность самим рассмотреть предметы, о которых рассказывал преподаватель, подержать их в руках, самим определить их стилистические особенности, характерные для традиционного искусства данной славянской группы.

Дата публикации: 09.03.2023








Научно – практическое мероприятие «Народная культура западных славян»

1 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведено научно – практическое мероприятие «Народная культура западных славян». Культурные традиции западнославянской группы формировались под влиянием различных факторов и соседствующих быстро развивающихся государств. Именно по этой причине их особый быт и культура интересны и представляют особую историко-культурную ценность. Одной из главных задач реализуемой на данном мероприятии стало знакомство молодежи Москвы с ролью славянской общности, особенностями культуры определенной группы и влияния данной культуры на развитие нашей истории.

Дата публикации: 09.03.2023








Научно – практическое мероприятие «Особенности славянской культуры»

1 марта для студентов Института славянской письменности и культуры в рамках реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы был проведено научно – практическое мероприятие «Особенности славянской культуры». Одной из главных задач реализуемой данном мероприятии стало знакомство молодежи Москвы с ролью славянской общности в сохранении российской государственной идентичности, а также сохранение и знание особенности нашей культуры и истории. Самая запоминающаяся часть мероприятия была проведена на экспозиции учебного музея славянских культур на примере находящихся там костюмов и предметов народного творчества.

Дата публикации: 09.03.2023