Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
logo-img-rgu
logo-img-rgu
Версия для слабовидящих
войти
Институты
Кафедра симфонического дирижирования и струнных инструментов
Учёная степень:
кандидат искусствоведения
Учёное звание:
доцент
Занимаемые должности:
Заведующий кафедрой, заместитель директора по научной работе - Кафедра симфонического дирижирования и струнных инструментов
Контактная информация подразделения:
Адрес электронной почты: kaf67@rguk.ru
Телефон: 8 (495) 811-01-01 доб. 1190
Фактический адрес: Москва, ул. Садовническая 52/45


Бакулин Леонид Юрьевич
Преподаватель
-

Баскин Андрей Олегович
Преподаватель
-

Бугаев Олег Владиславович
Доцент, кандидат искусствоведения
-

Звонников Михаил Андреевич
Старший преподаватель
-

Лакшина Ирина Яковлевна
Старший преподаватель
-

Резник Аркадий Леонидович
Доцент, кандидат искусствоведения
-

Сушкова-Ирина Янкелика Игоревна
Профессор, кандидат культурологии
-

Таросян Елена Олеговна
Преподаватель
-

Чекменева Регина Робертовна
Профессор, кандидат искусствоведения
-

Щукина Дарья Михайловна
Преподаватель
-

Васильева АЕ.jpg

    У истоков создания факультета стоит выдающаяся виолончелистка XX и XXI вв., ученица М.Л. Ростроповича, солистка Камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая, солистка Московской государственной академической филармонии, нар. арт. России, проф. Васильева Алла Евгеньевна (1939-2018). С 1946–1957 г. обучалась в ЦМШ при МГК имени П.И. Чайковского, 1957 – 1964 гг. – студентка и аспирантка МГК имени П.И. Чайковского. Алла Евгеньевна Васильева ежегодно выступала с сольными и камерными программами. Много лет Алла Евгеньевна руководила камерным оркестром ГКА имени Маймонида и играла сольные произведения со своими учениками и воспитанниками. За годы работы в Академии Алла Евгеньевна выпустила замечательных музыкантов, работающих в ведущих музыкальных коллективах. Гордостью Академии являются книги, написанные Аллой Евгеньевной за годы работы на факультете: «Исповедь музыканта – мои уроки», «Виолончельная нить Ариадны»», «Самоучитель игры на виолончели» и целый ряд методических пособий для студентов вузов. Ежегодно Алла Евгеньевна принимала участие в работе жюри международных конкурсов, давала мастер-классы.

На кафедре преподавала замечательный педагог – альтистка, доцент Лысенко (Болотова) Елена Евгеньевна.

Е. Е. Лысенко – замечательный организатор, многие годы занимала должность зам. директора МССМШ имени Гнесиных и работала вместе с Зиновием Исаковичем Финкельштейном. Елена Евгеньевна вела класс альта и класс квартета.


Барсов ВН.jpgКафедра оперной подготовки и оперно-симфонического дирижирования

Cоздатель кафедры и первого симфонического оркестра ГКА имени Маймонида – нар. арт. РСФСР (1991), дирижер и аранжировщик, проф. Виктор Наумович Барсов (1928-2001).

Многие годы был художественным руководителем и главным дирижёром симфонического оркестра Кузбасса Кемеровской областной филармонии. Организатор концертов студентов, аспирантов и преподавателей Академии в Концертном зале “Каучук”. Замечательный

человек, профессионал, энтузиаст…






Сперанский ЮА.jpgОперные спектакли создавались под руководством Заслуженного деятеля искусств России, основателя и художественного руководителя Оперного театра-студии РАМ им. Гнесиных, замечательного режиссера, певца (тенор), проф. Сперанского Юрия Аркадьевича (20 июня 1929–11 декабря 2014).

1946–1950 гг. – отделение актера драмы Московского Театрального училища.

1950–1954 гг. – служба в Центральном Театре Советской Армии в качестве актера драмы. Параллельно со службой в армии три года учился на вокальном отделении музыкального училища при Московской Консерватории им. П.И. Чайковского. Выявленное яркое певческое дарование у молодого актера заставило его продолжить учебу в качестве вокалиста в стенах Института им. Гнесиных. Тогда же Ю.А. Сперанский принимал участие в строительстве концертного зала института, совмещая учебу с работой в ЦТСА. В 1961 г. окончил вокальный факультет института им. Гнесиных (класс А.И. Орфенова). Овладев новой профессией, молодой певец работал в Пермском оперном театре (1958–1959 гг.), в Большом академическом театре в Минске (1959–1961 гг.), на Всесоюзном радио Москвы (1961–1963 гг.), участвовал в концертах и фестивалях. С 1975 г. Ю.А. Сперанский был заведующим кафедрой оперной подготовки РАМ им. Гнесиных. В 1976 г. Ю.А. Сперанский основал Театр-студию оперы в РАМ им. Гнесиных и стал ее художественным руководителем. В 2003 г. награжден орденом «Дружбы народов».



Дмитриева НА.pngВ творческом союзе с Юрием Аркадьевичем с 1992 по 1996 г. преподавала замечательная оперная и камерная певица, педагог, декан вокального факультета РАМ им. Гнесиных, проф. Дмитриева Наталия Анатольевна. В 1970 г. Н.А. Дмитриева с отличием окончила музыкальное училище им. М.М. Ипполитова-Иванова (класс Т.Е. Талахадзе), в 1977 г. – ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных (класс Н.А. Вербовой), в 1985 г. – ассистентуру-стажировку (руководитель Л.К. Ярославцева). В 1975 г. и 1977 г. участвовала во Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки. В 1992–1996 гг. преподавала в ГКА им. Маймонида и одновременно активно участвовала в

создании театра им. Михоэлса. С 1995 г. – ведет класс сольного и камерного пения в РАМ им. Гнесиных, с 2006 г. – декан вокального факультета РАМ им. Гнесиных.



Керн ВВ.jpgЗаведующий кафедрой оперной подготовки и оперно-симфонического дирижирования до 2015 г., музыкальный руководитель и дирижер оперной студии и симфонического оркестра ГКА имени Маймонида, проф. Керн Владимир Владимирович.

Яркий и талантливый симфонический и театральный дирижер с блестящей техникой и артистическим благородством, пианист, трубач, педагог, композитор. Родился в 1976 году музыкальной семье. В 6 лет дал первый публичный концерт с оркестром. 1983– 1994 гг. – МССМШ имени Гнесиных – классы фортепиано и

трубы. За годы учебы становится лауреатом международной благотворительной программы «Новые Имена», и впервые в истории Большого Театра в 13 лет становится артистом оркестра (труба). Закончил МГК имени П.И. Чайковского по двум специальностям: труба и дирижер оперно-симфонического оркестра. Дирижерский дебют состоялся с ансамблем «Экселенте» в 1999 г. в Московской Консерватории. В студенческие годы был приглашенным дирижером в Рязанской филармонии, в Кейптаунском филармоническом оркестре (ЮАР). Как солист-трубач постоянно сотрудничал с Государственным Камерным оркестром. Выступал с оркестрами РНО, Большого Театра, Московской консерватории. Ему рукоплескали в Финляндии, Дании, Швеции, Норвегии, Исландии, Бразилии, США, во многих городах России. Играл соло с оркестром с такими великими дирижерами, как Ю. Башмет, А. Кац, К. Орбелян, А. Лазарев, П. Ярви. Дирижировал оркестрами с солистами: В. Крайневым, А. Морейро-Лима, К. Орбеляном, О. Керн. Руководил симфоническим оркестром и вел класс дирижирования в ГМПИ имени Ипполитова-Иванова. В 2006 г. был приглашен в качестве музыкального руководителя в мастерскую Р.Г. Виктюка, где осуществил постановку опер В. Пашкевича «Февей», водевиля А. Верстовского «Кто брат, кто сестра», одноактных опер Дж. Пуччини «Плащ», «Сестра Анжелика», М. Равеля «Испанский час», Ф. Пуленка «Человеческий голос». Написал музыку к драматическому спектаклю «Василий Кариотский». Яркий исполнитель и поклонник современной музыки.


Кафедра арфы

Первая и единственная в российском музыкальном образовании самостоятельная кафедра арфы. Примечательно, что территориальный рисунок государства Израиль является отображением контуров этого старинного еврейского инструмента. Кафедра

Сараджева КК.jpgсоздана легендарной арфисткой XX в., засл. арт. РСФСР (1958), солисткой оркестра ГАБТ России (с 1935 по 1970 г.), проф. Сараджевой Кирой Константиновной (28.08.1910–07.2003).

В 1930 г. окончила Московскую консерваторию у Н.Г. Парфёнова. С 1931 г. – солистка Всесоюзного радио, с 1933 г. – артистка оркестра Оперного театра им. К.С. Станиславского, 1935–1970 гг. – солистка оркестра Большого театра. Преподавательская деятельность: 1938–1940 гг. – Музыкальное

Левина АБ.jpgучилище им. Гнесиных; 1944–1954 гг. – ЦМШ при МГК имени П.И. Чайковского, с 1954 г. – Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (с 1977 г. – профессор). Среди учеников Сараджевой – Н.X. Шамеева, М.А. Смирнова. Переложила для арфы ряд произведений различных композиторов.

У истоков создания кафедры стоит замечательная арфистка – ученица профессора В.Г. Дуловой, лауреат международных конкурсов, солистка Государственного академического Большого театра России, выдающийся педагог, засл. арт. РФ, проф. Анна Борисовна Левина, автор программы курса лекций «Арфа в симфоническом оркестре». Родилась в г. Москве 07 мая 1949 года. С 1956 по 1967 г. обучалась МССМШ имени Гнесиных в классе преподавателя М.А. Рубина.

С 1967 по 1974 г. – в Московской консерватории (класс проф. В.Г. Дуловой). Работала солисткой оркестра Московской филармонии под управлением нар. арт. СССР К.П. Кондрашина. C 1979 года по настоящее время является солисткой оркестра ГАБТ России. Анна Борисовна играет сольные концерты, выступает как член арфового конгресса на различных фестивалях, участвует в жюри международных конкурсов.


Кафедра классической гитары


Фраучи АК.jpgСоздатель кафедры – засл. арт. России, выдающийся гитарист XX в., проф. Александр Камилович Фраучи (4 января 1954 г. в г. Ростове Ярославской области – 02 июня 2008 г. Москва) – один из лучших российских классических гитаристов-исполнителей и педагогов. Первые шаги в музыке начал делать под руководством отца – Камилла Артуровича Фраучи – известного скрипача и педагога.

Играть на гитаре начал в 11-летнем возрасте, до этого 3 года занимаясь на скрипке. Перед поступлением в музыкальное училище брал частные уроки у Н.А. Ивановой-Крамской и А.М. Иванова-Крамского. В 1969 г. поступил в Центральную музыкальную школу при Консерватории им. П.И. Чайковского в Москве, где полгода занимался у А.М. и Н.А. Ивановых-Крамских. Затем продолжил образование в Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского в Свердловске у А.В. Минеева, а после его смерти у его ученика – В.М. Деруна, под руководством которого и закончил консерваторию (1979). В 1979 г. завоевал 2-ю премию (1-я не присуждалась) на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Ленинграде, а в 1986 г. – первый приз на Международном конкурсе гитаристов в Гаване (Куба), где также был удостоен премии зрительских симпатий, премии за лучшее исполнение музыки кубинского композитора Лео Брауэра и премии «Радио Франции». Выступал с сольными концертами и вел мастер-классы в США, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Австрии, Голландии, Италии, Швейцарии, Югославии, Польше, Кипре, Израиле, Кубе, Венгрии, Чехии, Болгарии, Турции и Греции. Александр Фраучи неоднократно приглашался как член жюри на международные конкурсы гитаристов. Вышла пластинка на фирме "Мелодия" (1982), а также CD-диск (1994) с записью произведений Никиты Кошкина и альбом «Забытые шедевры» (1997). В 1996 г. во французском издательстве «Лемуан» издана книга «Гитарный метод А. Фраучи».




Кафедра скрипки

Кушнер АС.jpgСо дня основания факультета заведующей кафедрой скрипки многие годы неизменно являлась засл. арт. России, проф. Кушнер Ася Гедальевна.

Родилась в г. Москве 10 апреля 1948 г. С 1955 по 1966 г. обучалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории (класс В. П. Бронина). С 1966 по 1972 г. – в Московской консерватории (класс профессора Л. Б. Когана). С 1973 г. начала преподавательскую деятельность в музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова, затем в Институте

им. М. М. Ипполитова-Иванова. В 1999 г. была приглашена в Московскую консерваторию профессором кафедры скрипки, также начала работать в Центральной музыкальной школе. Ася Гедальевна проводит регулярные мастер-классы в Хорватии (Международная летняя школа), Японии (Хоккайдо, Обихиро), Австралии (Мельбурн). За годы преподавательской работы воспитала большое количество учеников, среди них много лауреатов международных конкурсов, большинство из них работают в ведущих коллективах Москвы и за рубежом. Член жюри международных конкурсов ассоциации «Art of XXI century» (Украина, Финляндия, Австрия). C 1986 по 2003 г. параллельно работала солисткой оркестра Государственного академического Большого театра России, а также играла сольные концерты в городах России, Хорватии, Японии, Австралии. В ее репертуаре камерно-инструментальная музыка: сонаты, дуэты, трио, квинтеты.

Засл. арт. РФ, концертмейстер оркестра ГАБТ РФ, проф. Степанян Римма Рубеновна.

Степанян РР.jpgРодилась 16.07.1933 г. «Скрипку взяла в 3 года, соску отдала в 5 лет» – так говорит Римма Рубеновна о себе. Первым учителем был отец (скрипач и дирижер). До 5 класса училась в Музыкальной десятилетке в Ереване в классе Богданяна (ученика Ауэра), потом переехала в Москву и училась в ЦМШ при МГК имени Чайковского (класс Цейтлина). 1951 г. – окончила ЦМШ. Закончила консерваторию и аспирантуру в Ереване в классе профессора Богданяна. 1957–1963 гг.–по распределению работала в Тбилисском оперном театре С 1963 г. работает в Москве на радио и в БСО.

1966–1968 гг. – солистка квартета им. Прокофьева. Бросила скрипку и год училась по специальности «звукорежиссер». В 1967 г. Г. Рождественский заставил вернуться к скрипичному искусству. В 1977 г. поступила в Большой театр на место заместителя концертмейстера. Позже стала концертмейстером. В 1990 г. получила звание «Заслуженный артист РСФСР». В Большом театре Римма Рубеновна играла на скрипке Страдивари.

С момента открытия на кафедре преподавали: М.Л. Кушнирская, В.И. Рора, А.М. Магид.

Создатель ансамбля скрипачей в ГКА имени Маймонида – доц. Кушнирская Марта Лазаревна.

Кушнирская МЛ.jpgВ прошлом – солистка Ансамбля скрипачей Большого театра, проработавшая в нем более 15 лет. М.Л. Кушнирская сохранила преемственность и продолжает развивать традиции прославленного коллектива ГАБТа под руководством Юлия Реентовича. На сегодняшний день Ансамбль скрипачек Марты Кушнирской является единственным профессиональным коллективом, представляющим жанр: игра наизусть, синхронно, без дирижера, как одна большая скрипка. В

ансамбле со дня основания и по сей день играют выпускники кафедры скрипки факультета ММК. Ансамбль выступает на самых престижных концертных площадках г. Москвы. Концертмейстерами ансамбли являются выпускники кафедры фортепианного искусства ГКА имени Маймонида.

Рора ВИ.jpgАртист оркестра Государственного Академического Большого театра, выпускник МГК имени П.И. Чайковского, проф. Рора Владимир Иванович.





Магид АМ.jpgДоц. Магид Александр Михайлович. Родился в Москве 30 декабря 1944 г. в семье художника и

чертежницы. В 6 лет начал учиться играть на скрипке в ДМШ №20 имени Кабалевского.

1959–1963 гг. – ГМУ имени Гнесиных (класс Р.Р. Давидяна). В 1963 г. поступил в МГК имени П.И. Чайковского (класс Ю.И. Янкелевича).

1964 – 1966 гг. – служба в армии в ансамбле МВО. После службы в армии перешёл на кафедру Д.Ф. Ойстраха и закончил Московскую консерваторию в 1971 г. в классе у С.И. Снитковского.

В 1969 г. поступил по конкурсу в Государственный симфонический оркестр кинематографии СССР.

В 1990 г. – в РНО под управлением М. Плетнёва. С 1997 г. – оркестр Русской Филармонии.

С 1999 г. – Академический Московский симфонический оркестр под управлением П. Когана.

2009–2011 гг. – заведующий кафедрой скрипки на факультете ММК ГКА имени Маймонида.



Кафедра альта

Полторацкая ЛВ.jpgС момента создания факультета кафедру возглавляла артистка оркестра Государственного академического Большого театра России, вдова выдающегося композитора Виктора Полторацкого, замечательный педагог, воспитавший целую плеяду лауреатов, солистов ведущих оркестров, создатель уникальной методики подготовки альтиста в ВУЗе со скрипичным средним музыкальным образованием, проф. Полторацкая Лариса Викторовна (Лариса Шилюк) – одна из самых талантливых, последних учениц профессора В.В. Борисовского. Родилась в Москве.

Первым педагогом была Роза Уманская, блестящая концертирующая скрипачка, ученица Столярского. В 1966 г. закончила МССМШ имени Гнесиных с медалью, в 1971 г. – МГК имени П.И. Чайковского с квалификацией концертного исполнителя, в 1973 г. – аспирантуру с отличием. После смерти В.В. Борисовского (1972 г.) закончила аспирантуру у профессора Ф. Дружинина.

С 1977 г. – артистка оркестра Государственного Академического Большого театра России. Записи и выступления с ведущими мировыми дирижерами: Г. фон Караяном (1972 г.), Р. Мутти, Г. Рождественским, Е. Светлановым.

Концертная деятельность отмечена сольными и ансамблевыми записями: солирующий альт в опере «Нос» Шостаковича, дирижер – Г.Н. Рождественский; солирующий альт с ансамблем скрипачей Большого театра России; записи с В. Фейгиным, Е. Ашкенази, Б. Белкиным, В. Полторацким и др.

Методика Ларисы Викторовны уникальна. Студент, попавший в класс Ларисы Викторовны после окончания среднего специального музыкального образования по специальности «скрипка», через полгода играет полноценные программы на альте, соответствующие уровню ВУЗа. Выпускники Ларисы Викторовны – артисты ведущих оркестров в России и за ее пределами, солисты концертирующих камерных ансамблей и квартетов.