В Санкт-Петербурге под патронатом и при участии президента РФ Владимира Путина состоялся XXVI Петербургский Международный Экономический Форум, собравший деловую, политическую, научную и вузовскую элиту. За 25 лет своего существования он завоевал статус ведущей мировой площадки для обсуждения ключевых вопросов глобальной экономики и обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями в целях обеспечения устойчивого развития.
"Национальная система высшего образования в России, ее концепция, тенденции развития, перспективы цифровизации" - стала одной из приоритетных тем прошедшего Форума. Ей была посвящена стратегическая сессия «Российская высшая школа: новые возможности», где обсуждались предложения по созданию новой системы высшего образования.
Модератором сессии выступил Помощник Президента России Андрей Фурсенко. В ней принял участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Он обратил внимание собравшихся, что сегодня экономика страны развивается в совершенно иных условиях, чем 20–25 лет назад, когда часть новых технологий получали извне, а вузы воспитывали специалистов, способных эти технологии обслуживать.
«Сейчас мы в большей степени должны опираться на собственные силы. И экономика неразрывно связана с системой образования. Система образования должна была на это отреагировать. Это другая система образования и другой запрос на новые кадры», — подчеркнул министр.
По итогам обсуждения Андрей Фурсенко отметил: «Система образования должна остаться самостоятельным, а может, одним из ключевых субъектов развития страны. Особенно сегодня, когда вопрос суверенитета стоит так остро».
Не менее значимые вопросы, касающиеся будущего системы высшего образования, обсуждались и на других специальных сессии. Таких, как «Университет 3.0: как обеспечить переход российских университетов к новой технологической модели», «Интеллектуальная собственность как основа инновационно ориентированного роста экономики» и «Консолидация общественного сознания: расширение форматов взаимопомощи через призму традиционных ценностей».
На ПМЭФ была затронута актуальная тема социальной активности студенческой молодежи, ее вовлечение в социальные проекты. Об этом рассказала замглавы Минобрнауки Ольга Петрова на сессии «Консолидация общественного сознания: расширение форматов взаимопомощи через призму традиционных ценностей».
Нашел отражение в повестке ПМЭФ и важный аспект - реализация творческого потенциала молодежи. На сессии «Интеллектуальная собственность как основа инновационно ориентированного роста экономики» было отмечено, что российская молодежь активно включается в предпринимательство и заинтересована в коммерциализации своих идей.
Об этом, в частности, говорил замглавы Минобрнауки России Андрей Омельчук: «Правительством Российской Федерации с прошлого года запущен целый ряд стратегических инициатив, среди которых проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Все инструменты этого проекта направлены на достижение технологического суверенитета и обеспечение экономической безопасности страны. Крайне важно сейчас поддержать студенческие стартапы и раскрыть предпринимательский потенциал молодежи. Чтобы этого достичь необходимо, в том числе, воспитывать культуру коммерциализации идей со студенческой скамьи».
Необходимо отметить, что инициативы Министерства предусматривают важный пункт, касающийся формирования культуры защиты прав на интеллектуальную деятельность.
Кроме того, в рамках нацпроекта «Наука и университеты» в университетах продолжится создание центров трансфера технологий для более эффективного процесса сотрудничества с бизнесом.
Особый интерес вызвали сессии Форума Креативного Бизнеса, организованного социальной платформой Фонда Росконгресс – Фондом Инносоциум. В соответствии с экспертной оценкой, креативная экономика с опорой на внутренний потенциал регионов активно развивается: сегодня этот сектор охватывает широкий спектр отраслей – от музыки и кинематографа до рекламы и гейминга. В прогнозах – к 2030 году доля креативных индустрий в российской экономике должна увеличиться до 6%, а число занятых в творческих профессиях – до 15%.
Фонд «Росконгресс» при поддержке Союза Дизайнеров России и Агентства креативных индустрий города Москвы впервые организовал пространство Russian Design Space, посвященное российскому дизайну, где в течение всех дней форума шли оживленные дискуссии с участием лидеров индустрии. Среди спикеров - директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга РФ Алексей Матушанский, президент Союза Дизайнеров России Виталий Ставицкий, гендиректор Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова, основатель группы текстильных компаний Solstudio Textile Group Александра Калошина, дизайнер Игорь Чапурин, директор Студии Лебедева Евгения Ежикова, управляющий директор Часового завода «Ракета» Дэвид Хендерсон-Стюарт, ректор Академии Штиглица Анна Кислицына и другие эксперты.
Валерий Белгородский, ректор РГУ им. А. Н. Косыгина, принял участие в нескольких ключевых встречах. На одной из них, под названием «Русская школа дизайна. Кадры для новой экономики», он вместе с коллегами обсудил такие вопросы как: в чем заключается особенность русской школы дизайна и каков ее потенциал? Чего ждут от выпускников факультетов дизайна российские работодатели? Какие карьерные траектории для молодых специалистов сегодня доступны? Что нужно для устойчивого развития дизайн-образования?
Спикеры обсудили моду как драйвера развития легкой промышленности, поделились опытом внедрения дизайна для увеличения экспортного потенциала российских товаров, определили силу российского промдизайна, применение цифровых технологий в моде.
Валерий Белгородский обратил особое внимание на взаимосвязь дизайна и социально-экономического положения общества, способность дизайна кардинально менять социосреду. Дизайн — это одно из условий развития общества, потому что он организует информационную среду — реальность, в которой мы проводим свое время. Он объединяет в себе социальные тренды и технологические инновации и является источником социокультурных изменений в мире. Никогда за свою историю человек не взаимодействовал с продуктами работы дизайнеров так плотно, как сейчас. Происходит расширение понимания предмета дизайна, возникает новый дизайн – «дизайн социального контекста». Дизайн становится дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста. Предмет дизайна расширяется до проектирования события, конструирования стилей жизни.
Было отмечено, что уровень подготовки дизайнеров в стране соответствует требованиям как отечественного, так и зарубежного рынков. Сегодня российские дизайнеры демонстрируют высокий профессионализм, функциональность и эстетику дизайн-решений, а также их соответствие мировому уровню разработок. Это говорит о том, что Русская школа дизайна имеет все возможности стать одной из лидирующих в мире.
Один из флагманов профильного образования в сфере дизайна и креативных индустрий в России - Университет Косыгина. Он объединил Институт Дизайна, Институт Искусств, Технологический институт текстильной и легкой промышленности, которые готовят высококвалифицированные кадры.
Заботясь о творческом потенциале не только своих нынешних студентов, но и будущих, РГУ им. А.Н. Косыгина организовал «Косыгин-парк» - детский технопарк креативных индустрий, который ведет активную работу со школами столицы. Современные инновационные площадки, где можно создавать креативные продукты, социально значимые для региона, завоевывают все большую популярность. Школам креативных индустрий на Форуме даже была посвящена специальная дискуссия.
Круглый стол «Российское экономическое образование: будущее начинается сегодня» продолжил тему возможностей и новых трендов в системе образования.
Модерировала дискуссию Иванова Ленара Хакимовна, Министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
В обсуждении приняли участие: Аузан Александр Александрович, декан экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; Белгородский Валерий Савельевич, ректор РГУ им. А. Н. Косыгина; Лобанов Иван Васильевич, ректор Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова; Максимцев Игорь Анатольевич, ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета; Прокофьев Станислав Евгеньевич, ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Тышецкая Анна Юрьевна, директор филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Еще одна встреча, в которой принял участие ректор Университета Косыгина Валерий Белгородский - «Трансформация культуры производства и потребления товаров премиум-сегмента». В ходе обсуждения были затронуты такие важные вопросы, как уход премиум-брэндов повлиял на трансформацию российского рынка товаров и услуг? Как изменить культуру потребления и развенчать устоявшиеся клише о более низком качестве российской продукции по сравнению с заграничной? Что нужно сделать российским производителям, чтобы преодолеть сложившиеся стереотипы и уверенно конкурировать на полках и в медиа с известными международными брендами не только в России, но и в мире?
О перспективах развития отечественных брендов, возможности их роста говорили на сессии «Отечественные бренды: новые возможности для роста», где спикерами выступили Герман Греф, Президент, Председатель Правления, ПАО Сбербанк; Владимир Комлев, Председатель правления, генеральный директор, АО «НСПК»; Артемий Лебедев, Основатель, Студия Артемия Лебедева; Максим Орешкин, Помощник Президента Российской Федерации; Светлана Чупшева, Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) и Константин Эрнст, Генеральный директор, Первый канал. Участники дискуссии: Александр Бречалов, Глава Удмуртской Республики; Андрей Кривенко, Основатель, ВкусВилл; Владимир Табак, Генеральный директор, АНО «Диалог»; Игорь Шувалов, Председатель, ВЭБ.РФ
Еще совсем недавно можно было услышать панические заявления о перспективах экономики России, а на деле, тысячи компаний демонстрируют двузначный рост продаж. На сегодняшний день у отечественных компаний появилась уникальная возможность занять освободившиеся рыночные ниши, покинутые западными игроками. Но уже скоро вакантные места будут заняты. Одна из возможностей быстрого роста – создание сильного бренда: каким бы качественным ни был продукт, без правильного позиционирования и продвижения ему будет сложно попасть к потребителю. И, напротив, «правильная упаковка» (в широком смысле слова) может значительно сократить путь к сердцу клиента.
Подводя итог, можно определенно утверждать, что трансформация и модернизация системы высшего образования, обеспечение отечественной промышленности высококвалифицированными кадрами, сможет стимулировать процесс трансформации культуры производства и культуры потребления товаров, внесет решающие изменения в экономику нашего государства и образ жизни наших людей.